17.06.2011 «Дефицита лома не будет!»

Kulich

1 фотография

Нет ничего проще металлолома. Тем не менее, отечественный рынок заготовки лома сложен,
неорганизован и, мягко говоря, непрозрачен. Чтобы разобраться во всех особенностях и проблемах этого рынка, мы обратились к президенту ассоциации УАВтормет Валентину
Куличенко.

Валентин Арсентьевич, расскажите немного о вашей ассоциации. Когда и с какой целью она
была создана?

Ассоциация УАВтормет работает в Украине с 1999 года. В то время ситуация в
ломозаготовительной отрасли была сложной – на рынке работало несколько тысяч фирм,
притом что этот бизнес практически не контролировался со стороны государства. Поэтому еще
в 1995 году было принято решение о лицензировании данного вида деятельности. Для этого
при Минпромполитики была создана комиссия по лицензированию, первым председателем
которой был я. Следующим логическим шагом было решение о создании Украинской ассоциации
вторичных металлов как независимого регулятора этого рынка.

В результате при активном участии Ассоциации в 1999 году был принят закон «О металлоломе»,
который является основным документом для нашей отрасли. Согласно закону, операции с
металлоломом осуществляются лишь специализированными или специализированными
металлургическими перерабатывающими предприятиями, а также их приемными пунктами,
а деятельность, связанная с заготовкой и переработкой лома черных и цветных металлов и
его металлургической переработкой осуществляется на основании полученной лицензии. На
сегодняшний день в Украине насчитывается порядка 1500 компаний, имеющих действующие
лицензии на работу с ломом и отходами черных металлов.

В 2007 году при нашем участии был подготовлен и принят закон Украины, который внес
существенные изменения в закон «О металлоломе» в части регламентации квалификационных,
организационных, технологических и других требований для осуществления данного вида
деятельности. В частности, согласно этим требованиям, лицензию на проведение операций
с ломом черных и цветных металлов может получить лишь та компания, которая имеет в
собственности необходимое технологическое оборудование по переработке лома. Интересная
деталь: после введения этого закона оказалось, что необходимое оборудование имелось всего
лишь у трети лицензиатов.

Ассоциация тесно сотрудничает с комитетами Верховной Рады, Кабинетом министров,
различными министерствами и ведомствами Украины.

За время деятельности УАВтормет с ее участием было принято более 10 постановлений и
распоряжений Камбина, десять раз усовершенствовалось действующее законодательство в сфере
работы с металлоломом, неоднократно изменялись лицензионные условия. То есть активность
ассоциации достаточно большая. Сегодня в ней насчитывается более 140 членов, которые

заготавливают и перерабатывают порядка 70% лома черных металлов в стране.

Как вы оцениваете итоги 2010 года для ломозаготовительной подотрасли?

Можно сказать, что прошлый год по всем показателям для нас был положительный. Объемы
заготовки лома выросли на 15% против уровня 2009 года, поставки внутреннему потребителю
увеличились на 22%. Также в минувшем году выросли объемы производства чугуна и стали.
Экспорт лома немного уменьшился, но это, скорее, является положительным моментом,
свидетельствующим о том, что отрасль переориентировалась на внутренний рынок.

В отличие от украинского рынка, внешний рынок лома в 2010 году был крайне нестабильным.
Например, наш основной потребитель Турция в течение года несколько раз вообще прекращал
закупку лома. И хоть объемы экспорта нашей продукции составляют всего порядка 10%, он для
нас очень важен, так как позволяет регулировать объемы продаж в зависимости от потребностей
внутреннего потребителя и таким образом избежать приостановки деятельности субъектов
предпринимательства в этой сфере. Как только наши металлурги хуже берут металлолом, мы тут
же его ориентируем на экспорт.

Кстати, об экспорте. Какова перспектива отмены вывозной пошлины на экспорт лома?

Как вы знаете, при операциях с экспортом лома черных металлов действует экспортная
пошлина, которая в течение нескольких лет уменьшалась, и сегодня составляет 14,8 евро за
тонну. Но поскольку сейчас Украина готовится к подписанию соглашения о зоне свободной
торговли с Евросоюзом, где ни одна страна не ограничивает объемы своего экспорта, возникает
справедливое требование снять аналогичные ограничения в виде экспортных пошлин с
украинского экспорта.

В итоге Кабинет министров совместно с ассоциацией и потребителями металлолома подготовили
меморандум, в котором договорились согласовать позицию относительно отказа от применения
в торговле со странами ЕС экспортной пошлины на лом черных металлов. При этом украинская
сторона имеет право применить компенсаторные механизмы в случае возникновения
критических ситуаций обеспечения собственного производителя сырьем.

То есть сейчас стоит вопрос об отмене таможенно-тарифного регулирования, и не только по
металлолому, но и по всем позициям отечественного экспорта, на которые распространяется
государственное регулирование.

С какими серьезными проблемами отрасль столкнулась в 2010 году? Что можно отнести к
позитиву, а что – к негативу?

К позитиву я бы отнес отмену НДС на операции с металлоломом. К сожалению, деятельность по
заготовке лома во многом является непрозрачной. Поскольку операции по закупке-продаже лома
идут с наличными средствами, то НДС часто пропадает уже на первых стадиях взаиморасчетов. В
связи с этим УАВтормет длительное время лоббировала принятие закона об отмене НДС, и теперь
эта норма зафиксирована в новом налоговом кодексе на ближайшие три года. По истечении этого

срока мы будем стараться пролонгировать действие данного закона. Несомненно, отмена НДС
является для нас очень важным фактором, который поможет подотрасли выйти из кризиса.

Негативным моментом я бы назвал разобщенность деятельности в этом бизнесе. Каждый
ломозаготовитель думает только о своих личных интересах и не более. Договориться с
представителями рынка, например, о совместных действиях по поддержке какого-то уровня цен
практически невозможно. Причем от такого подхода страдают, прежде всего, сами заготовители
лома.

Может ли на внутреннем рынке возникнуть дефицит лома, учитывая тот факт,
что в обозримом будущем в Украине запланирован ввод в эксплуатацию ряда новых
электросталеплавильных мощностей?

Давайте по порядку. Из многих заявленных проектов реально готовятся к запуску только два
– электросталеплавильный комплекс ОАО «Металлургический завод «Днепросталь» на базе
Нижнеднепровского трубного завода и электросталеплавильный завод «Ворскласталь» в Полтаве.
Мощность первого предприятия составит порядка 1,3 млн т стали в год, и его запуск планируется
на конец года. Этот завод рассчитан на потребление лома, расход которого в итоге увеличится на
300–400 тыс. т. Запуск «Ворскластали» планируется на 2014 год, и ее мощность должна составить
около 3,5 млн т стали в год. Но в качестве сырья на этом предприятии будет использоваться
не металлолом, а железорудный концентрат с применением метода прямого восстановления
железа. Что касается других проектов, то пока они только в планах.

Пойдем дальше. У нас порядка 95% всей стали производится мартеновским и конвертерным
способами. В мартене расход металлолома на одну тонну стали составляет свыше 400 кг, в
конвертерном производстве – более 200 кг. В связи с планируемым выводом мощностей
(мартенов) высвобождается порядка 2 млн т металлолома (за счет расходных коэффициентов,
при условии, что уровень производства стали останется тем же). Кроме того, у нас весьма
значительный металлофонд – порядка 430 млн т. Поэтому говорить о том, что у нас в ближайшей
перспективе может появиться дефицит лома, особых оснований нет.

Отечественные металлургические предприятия, являясь потребителями лома, имеют
серьезную поддержку со стороны государства, мощное лобби в органах власти и могут
диктовать вам свои условия. Есть ли сложности в работе с ними?

Как я уже говорил, наша ассоциация работает более 10 лет. За это время условия работы на рынке
значительно изменились, причем в лучшую сторону. В чем это выражается? Прежде всего в том,
что метпредприятия начали рассчитываться с поставщиками лома. Как это ни странно, но раньше
считалось нормальным забрать у них лом и не заплатить. К счастью, сегодня ситуация с оплатами
нормализовалась.

Правда, по отношению к нашим металлургам у нас есть вопросы. Например, они часто
злоупотребляют процентом замусоренности лома. Согласно государственному стандарту, на
замусоренность лома отводится 1,5% его веса, который вычитается из общего веса. Однако
металлурги зачастую снимают не 1,5%, а 5–6%. Как вы понимаете, для заготовителей лома это
прямые потери. Сейчас мы готовим новый стандарт по металлолому, в котором попытаемся

исправить эту ситуацию.

С какими еще трудностями вам приходится сегодня сталкиваться?

Некоторое время нашей серьезной проблемой было хищение лома по пути его следования на
железной дороге. Лом просто растаскивали из вагонов во время стоянок и на ходу. К счастью, эта
проблема уже решена. В данном вопросе мы активно сотрудничали с Укрзализныцей, и добились
того, что металлолом был включен в перечень грузов, которые сопровождает охрана. В результате
на сегодняшний день хищения практически прекратились.

Но сейчас возникла другая серьезная проблема – переработка лома возле железнодорожных
станций. По нашим данным, таким способом сегодня перерабатывается уже порядка 60% лома.
В чем здесь проблема? Посудите сами: лом привозят на железную дорогу, разгружают куда
придется, кое-как производят порезку, затем расплачиваются «наличкой» – и дело сделано. Я
уже не говорю про отсутствие радиоактивного контроля и пр. В результате потом некоторые
страны заявляют, что из Украины поступает радиоактивный лом. Это неправильно, лом должен
перерабатываться на специализированных предприятиях.

Есть и другие проблемные вопросы, над решением которых ассоциация будет работать в
будущем. Вот для начала только два из них. Необходимо отменить налог с дохода физических
лиц при сдаче металлолома, так как в бюджет практически ничего не попадает, а поле для
финансовых злоупотреблений большое. Тем более что такой вид налога уже отменен для всех
видов вторичного сырья, даже для лома и отходов цветных металлов. Второе – это отмена
постановления Кабмина № 999 от 2.07.1998 года в части экологического контроля при подготовке
металлолома, которое рождает больше возможностей для коррупции, чем для соблюдения
какого-то порядка.

И последнее, но наиболее важное – это преобразование ассоциации в саморегулирующую
организацию с передачей ей части функций Министерства промышленной политики, а также
привлечение более широкого круга участников этого бизнеса в качестве членов ассоциации на
демократических принципах добровольности при поддержке государства.

В прошлом году удельный расход лома на одну тонну стали в Украине, по некоторым данным,
составил 193 кг, что является наивысшим показателем за последние 15 лет. Можно ли сделать
вывод, что наши металлурги делают ставку на увеличение доли лома в производстве стали?

Если это так, то для нас это интересный показатель, который свидетельствует о том, что лом на
рынке есть и в нем заинтересованы потребители. Лом всегда будет выгодно использовать, так как
он дешевле чугуна на 20–30%. Будем надеяться, что этот показатель будет только расти.

Печать

Комментарии запрещены.

*/?>
Яндекс.Метрика